Шапка

Приморский Клуб любителей лошадей "Кавалькада"

Главная | О компании | Услуги | Статьи | Архив новостей | Ржем по-конски
Ссылки | Фотогалерея | Гостевая | Карта проезда. Контакты | Партнёры

Архив новостей



03.04.2010

Пасху отметили 87% россиян

В этом году христиане восточной и западной традиции отмечают главный христианский праздник в один день. Это уже четвертое совпадение в XXI веке. Праздничные Пасхальные богослужения прошли во всех храмах Русской православной церкви, которых по всему миру насчитывается около 30 тыс., а также во всех католических и протестантских церквях. Особенность нынешнего года - самая ранняя Пасха из всех возможных дат. В ближайшие 20 лет такого не повторится. Зато самая поздняя Пасха - 5 мая будет в 2013 и 2024 годах, согласно Пасхалии, опубликованной в календаре Московской патриархии.

В ночных пасхальных богослужениях приняли участие более 3,5 млн россиян. Праздничные службы и Крестные ходы состоялись в 9,4 тыс. храмах, церквях и монастырях, расположенных в 82 субъектах РФ. В частности, в Москве в праздновании Пасхи приняли участие 176,5 тыс. человек, Санкт-Петербурге - 80 тыс. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, Пасху в 2010 г. отмечают 87 % россиян.

Во Владивостоке в полночь архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин совершил праздничную пасхальную литургию в Покровском кафедральном соборе. В 14 часов на центральной площади краевого центра начались пасхальные торжества. Здесь же состоялся концерт с участием народных и фольклорных коллективов края. Также праздничные концерты пройдут в каждом районе города. Не обошлось без традиционного катания на лошадях.

О празднике Пасха

Пасха, или Светлое Христово Воскресение, - главный православный праздник, получивший название "день царей", "праздник праздников" или "Велик день". Само слово "Пасха" в переводе с греческого языка означает "прехождение", "избавление".

Это самый первый христианский праздник, чья история уходит в глубокую древность. Еще древние иудейские племена, отмечая праздник, связывали его сначала с весной, позднее - с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его как воскресение Христа.

На первом Вселенском соборе Христианских церквей в византийском городе Никея в 325 году было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского и отмечать Пасху в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Поэтому праздник не имеет постоянной календарной даты и отмечается каждый год в разные дни - между 4 апреля и 8 мая по нов. ст. /22 марта по 25 апреля по ст.ст./.

К Пасхе начинали готовиться заранее, еще на Страстной неделе Великого поста: убирались в доме, чистили всю утварь, готовили дрова для пасхального костра, корм для скотины на всю пасхальную неделю. Разгар всех работ приходился на Чистый четверг. В этот день православные "очищались" и духовно, и физически: утром принимали причастие, до восхода солнца мылись, убирались, окуривали дом можжевельником. В Чистый четверг освящали соль и забивали скот для праздничного стола, считая, что это мясо не испортится.

Согласно поверью, снесенные в Чистый четверг яйца предохраняют от болезней и напастей. Поэтому крашение яиц к Пасхе происходит именно в четверг. Традиция красить яйца тесно связана и с язычеством, и с христианством. Во время весенних языческих праздников яйца символизировали начало новой жизни и Солнце, и их окрашивали в красный цвет. В христианстве культ крашеных яиц связывают с притчей о Марии Магдалине, которая пришла к римскому императору Тиберию и подала ему яйцо, воскликнув: "Христос воскрес!". Император ответил, что в этот трудно поверить, и скорее белое яйцо станет красным. И яйцо тут же стало алым.

Красное яйцо стало символом воскресения, Пасхи, поэтому первоначально яйца красили только в красный цвет. Позднее стали применять краску различных цветов, луковую шелуху, яркие обрезки шелка. Окрашенные яйца называли "крашенки", а расписанные узорами - "писанки".

В Чистый четверг готовили творожные пасхи, пекли куличи, выпекали фигурки жаворонков, голубков, барашков, курочек и пр. Пасха и кулич, которые предназначались для освящения в церкви, готовились таких размеров, чтобы каждому домочадцу хватило по кусочку в течение всей пасхальной недели. Вместе со "священными" куличами и пасхой готовились и другие: для гостей, для слуг, для бедных родственников - творожные, сметанные, шоколадные, фисташковые и др.

Собственно пасхальные торжества начинаются в полночь между Великой субботой и Светлым воскресеньем. Проходит особенная торжественная служба, затем начинается крестный ход вокруг храма, со свечами, под торжественный звон колокола. После крестного хода совершается утренняя служба, по окончании которой священник освящает принесенные прихожанами яйца, куличи, пасхи /некоторые прихожане освящают их в Страстную субботу/. После богослужения все разговляются в храме или дома.

Пасхальный стол на Руси был обильным, очень красивым и оставался накрытым всю пасхальную неделю. В богатых домах готовили 40 различных блюд по числу дней истекшего поста. На Пасху подавали скоромные /не постные/ блюда. Куличи и пасхи, иконы, пасхальный стол - все украшали самодельными цветами из разноцветной бумаги. В домах зажигались все свечи и светильники, в деревнях жгли пасхальные костры.

Пиршество начиналась со сражения на яйцах. У кого скорлупа не треснет, у того и желание исполнится. "Крашенки" и "писанки" дарили родным и близким, брали с собой в гости, раздавали нищим.

За дарением пасхальных яиц следовало христосование - пасхальное приветствие. В этот день повсюду устраивались красочные и шумные зрелища. Не обходилось и без традиционного катания на лошадях - в России любили щеголять породистыми рысаками и чаще всего делали это на праздничных гуляньях. В Москве на бульварах играли духовые оркестры, ставились представления, а в Манеже открывались изумительные цветочные выставки.

Согласно церковным канонам, в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды. Посещение кладбищ в Светлое Воскресение, оставление на могилах еды и яиц - это языческая традиция, возродившаяся и широко распространившаяся в России в советские времена: храмы были закрыты, люди шли вместо церкви на кладбище. Смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божьей, а отпевание совершается с пасхальными песнопениями.

Все сорок дней - с Пасхи до Вознесения - являются праздничными, но наиболее торжественно отмечается первая неделя после Пасхи. Она называется Светлой, как и каждый из ее семи дней. В это время ежедневно проводятся службы, церковные врата, называемые "царскими", открыты весь день, и повсюду звонят колокола. По ранее существовавшей традиции, в колокола мог звонить в эти дни любой желающий, поэтому пасхальный звон не смолкал всю неделю. Много добрых обычаев связано со Святым днем. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогают снять с души грех.

По материалам СМИ